«Страх порождён недостатком Гармонии» 1982.02.25.B
«Страх порождён недостатком Гармонии» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 25 февраля 1982 года
- Нет красоты без оппозиции (00:00)
- Болезнь опасения (04:47)
- Попытка вернуться домой (09:06)
- Частичный и полноценный теизм (13:32)
- Рама-лила и Кришна-лила (17:05)
- Великодушие Рамачандры (19:15)
- Принцип гармонии (28:00)
- Абсолют всеобъемлющ (33:55)
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
Страх порожден недостатком Гармонии
# 00:00
Нет красоты без оппозиции
Шридхар Махарадж: Она почувствовала крайнюю степень удовлетворения: «Он настолько верен мне. Я внешне изгнана из Его сердца, поскольку таковы соображения правительства, власти. Я была изгнана, но в действительности я осталась в Его сердце», поэтому гармония. Как явления противоположной природы могут быть приведены в гармонию высшим принципом? Для того, чтобы привести в гармонию явления разных измерений, необходима энергия высшего измерения. Тезис, антитезис, синтез, некое явление и некое антиявление, иначе быть не может, некая позиция и некое оппозиционное представление. Любое утверждение, оппозиция ему, возражение, и гармония между ними. Гегель говорил, что таков процесс прогресса. О каком бы явлении ни шла речь, есть возможность оппозиции, противостояния этому явлению. Явление, затем оппозиция и затем гармония, необходима более высокая гармония для того, чтобы справиться с оппозицией. Гармония высочайшей природы такова, что разнообразие в конечном счете помогает ей, оппозиция способствует центральному потоку. И эта оппозиция не только приводится в гармонию, но она усиливает красоту гармонии. Когда гармония успешно достигается, тогда речь идет о потребности в красоте. Красота и гармония суть одно и то же.
Термин «гармония» используется применительно к звуковому миру, а «красота» – к визуальному миру, миру образов, но так или иначе оппозиция усиливает, подчеркивает красоту. Если бы не было оппозиции, расхождения, тогда красота была бы невозможна. Существуют разные реалии, они приводятся в гармонию, и это красота, вилас, в противном случае всё слилось бы воедино, в Нирвишеша-Брахман. Поэтому Кришна представляет красоту, и Его способность приводить всё и вся в гармонию превосходит способности всех остальных. Даже воровство прекрасно в Его случае, ложь прекрасна, что бы Он ни делал. Его слабости также прекрасны, концепция высочайшей гармонии такова. Это начало, способное привести в гармонию всё и вся, нет ничего, что не могло бы быть приведено в гармонию. Поэтому оппозиция, которая крайне предосудительна, воровство, ложь и распутство, так сказать, непостижимым образом в Нем всё это приводится в абсолютную гармонию, настолько сладостен Он. Нет врагов, враги также становятся друзьями в гармонии. Красота, гармония подразумевают это.
# 04:47
Болезнь опасения
Не следует бояться адвая-гьяна. Источник страха – это исключительно недостаток гармонии, страх порождаем недостатком гармонии, разочарованием такого рода, в противном случае страху нет места. Нежелательное начало называется в санскрите бхаям, это означает «опасения, страх», они происходят из недостатка гармонии из-за присутствия отдельного интереса. Существует общий интерес, центральный интерес, и если мы сумеем свести множество интересов к одному, сделать их частью этого центрального интереса, тогда присутствует гармония и нет страха. Страх происходит только из отдельного интереса, столкновения различных отдельных интересов. Но если все эти интересы могут быть связаны с центральным интересом, тогда страху нет места.
бхайам́ двитӣйа̄бхинивеш́ атах̣ сйа̄д
ӣш́ а̄д апетасйа випарйайо ‘смр̣тих̣
Первая стадия такова: мы испытываем опасения, страх. Почему? Мы страдаем от мании отдельного интереса, поэтому мы боимся. Когда это опасение возникает? Когда мы отклоняемся от идеи одного единого Владыки, Хранителя, тогда мы страдаем от страха, от болезни опасения. Болезнь опасения возникает только тогда, когда мы отделяем себя от единого Хранителя, контролирующего всё и вся. Сознание Владыки, у нас есть Владыка, Он один контролирует всех, и наши интересы представлены в Нем, в этом едином Владыке. Иша-гьяна, у меня есть Владыка, и Он позаботится. Он Владыка всех, поэтому нет места опасению. Отклонение от сознания единого Владыки приводит к тому, что возникает страх, и тогда, когда происходит отклонение, человек лишается этого единого Хранителя и оказывается в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Он теряет сознание этого единого Владыки и из-за этого оказывается в ужасающем положении. Он в растерянности, он забывает свое подлинное «я» и свой истинный интерес, он сходит с ума.
# 09:06
Попытка вернуться домой
Тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там. Если каким-то образом с помощью садху из внешнего мира он сможет узнать, что это Его майа… Кто способен контролировать майю? Не нужно сражаться с маей, заблуждением, забвением Центра, Хранителя. Когда он понимает, что бессилен против нее, не может сражаться, то он обращается к Владыке, Хранителю. Если мы падаем на землю, то с помощью той же самой земли мы поднимаемся, опираясь на нее. Наше забвение Хранителя есть причина всех бедствий, с которыми я сталкиваюсь, и единственный способ возродить эту идею общего Хранителя – это помощь садху, тех, кто нормален. С помощью тех, кто не отклонился от сознания Бога, мы должны обратиться к этому всеконтролирующему Началу, и тогда мы будем восстановлены в иша-гьяне, сознании того, что у меня есть Владыка. У меня есть Владыка, в святых стопах которого я принимаю прибежище, я вручаю себя моему Владыке, и жизнь самопредания начинается вновь. Мы начинаем эту жизнь, в которой есть всё, мы лишь всегда должны сознавать нашего Хранителя, Высочайшего Гармонизирующего. Проблема только одна – мы отклонились от сознания нашего Хранителя, и единственный способ избавиться от этого – восстановить сознание единого Хранителя. Это сознание Бога, Сознание Кришны, обратно домой, обратно к Богу.
Существует только одна проблема – мы отклонились от Бога, и мы должны попытаться вернуться к Нему. Мы вернемся к Богу, необходимо только одно явление, в двух словах оно таково: обратно домой, обратно к Богу, возвращение к Богу, возвращение домой. Это универсальная проблема всех и каждого, и по-разному это явление может быть распространяемо, но главное положение таково. Сознание Кришны, Центр высочайшей гармонии и Гармония – это Сладость, Красота, это Кришна, наш Хранитель. Гармония – наша мать, владычица, хранительница – это сладость, расам, отсутствие врагов, страха и опасений. Меня пожирают неблагоприятные элементы вокруг меня.
# 13:32
Частичный и полноценный теизм
Хранитель пришел к нам. Они ходили от двери к двери, Гоур-Нитьянанда: «Я пришел, возьми Меня». Гауранга и Нитьянанда от двери к двери: «Примите Гаурангу, Я буду продан тебе безо всякой цены, никакие деньги не нужны, только прими Гаурангу».
бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера-на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а
«Он жизнь Моей жизни, и если ты примешь прибежище в Гауранге… Какова твоя истинная потребность? Тот, в Ком ты нуждаешься, пришел к порогу твоего дома, прими Его, и, если будет необходимо…» Иисус мыл стопы своим последователям, нет? Мыл стопы 13-ти ученикам, нечто в этом роде. И Нитьянанда Прабху пришел, чтобы предложить любое служение, только примите Имя Гауранги. Его подход был похожим на то, как поступал Христос, но цель достижения Иисуса и Нитьянанды очень-очень отличаются. Кришна и Криста, Христос и Кришна, с одной стороны – полноразвитый теизм, а с другой стороны – частичный, но средства достижения цели похожи. Ганди тоже проповедовал ахимсу, но достижение только политического характера, главным образом политическая свобода бренного мира. Но у Иисуса был более высокий духовный дар, а Махапрабху принес высочайший духовный дар, который имеет также научное основание, полноценный теизм. Шукадев провозгласил эту истину в собрании великих ученых древней Индии, представителей различных школ мысли. Есть ли какие-то вопросы?
# 17:05
Рама-лила и Кришна-лила
Преданный: Махарадж, когда Рамачандра лишился общества Ситы, то эти чувства разлуки могут быть сравнены с аналогичными чувствами Радхарани и Кришны?
Шридхар Махарадж: Это аватара мирского управления бренного мира, а это вечное явление. Рама-лила также вечное явление, но с одной стороны – временная ценность, с другой стороны – вечная. Лила Рамачандры – нечто вроде политической деятельности, сферы мирского управления, в большей степени она находится под знаком нитьи, моральный кодекс – это Рама-лила. Тогда как игры Кришны исключительным образом высочайшие игры: нет никакой связи с бренным миром, тогда как в Рама-лиле присутствует эта связь. Идеальный царь, высокоморальный и прочее, это мы находим в Рамачандре: идеал царя и принимаются в расчет интересы управления бренным миром и некая религиозная подоплека. Но в Кришна-лиле отсутствует какая-либо связь с бренным миром, это вечное измерение высшей области бытия.
# 19:15
Великодушие Рамачандры
Преданный: Какова мораль того, что Господь Рамачандра прислушался к мнению своих подданных и на основании этого изгнал Ситу, которая была безупречна? Что мы должны извлечь из этого эпизода?
Шридхар Махарадж: Он принимает на себя ответственность. Он обещает быть хорошим правителем даже с самым худшим подданным, подобно тому как самый плохой сын тоже должен пользоваться родительской любовью и для него должно быть отведено место в любящих сердцах матери и отца. Упрек в Его адрес прозвучал, была поставлена под сомнение Его искренность в качестве хорошего правителя, и Рамачандра был не в силах это стерпеть, поэтому Он пошел на величайшую жертву. Когда возникло малейшее неудовольствие Его подданных, то Он почувствовал себя ответственным за это и бремя страданий возложил на свои плечи: «Я не только Владыка столь многих душ, но даже беспочвенные замечания…»
Если происходит какой-то казус в министерстве, то министр подает в отставку, мы знакомы с этим этикетом. Если происходит что-то дурное в определенном министерстве, то министр считает: «Я недостоин занимать эту должность, я подаю в отставку, меня следует заместить достойным человеком». Чтобы спасти свою честь, почетная отставка, он считает: «Я недостоин». В этом духе «Я царь» предполагается, что Я буду хорошо править Моими подданными, но Я вижу, что прозвучала некая жалоба в Мой адрес, и Я должен решить эту проблему. Я должен принять этот вызов либо оставить трон, считая, что Я недостоин, у Меня нет качеств, либо в качестве альтернативы Я должен пойти на жертву, чтобы компенсировать жалобу. И Рамачандра предпринял второй шаг. Я поступаю неправильно, нарушаю моральный кодекс. Я должен следить за выполнением закона, и выходит, что Я нарушаю закон. Тот, кто имеет дело с законами страны, следит за выполнением этих законов. И звучит жалоба в Его адрес: «Он нарушает эти законы», и в этом случае Я должен наказать сам себя согласно вашей оценке, оценке подданных. Вы оцениваете Мои действия, и Я субъект вашего контроля, ваше мнение контролирует Меня. Я приму ваше суждение, и хотя Я знаю, что Меня нельзя обвинить в том, в чем вы Меня обвиняете, но поскольку находятся люди, утверждающие, что Я такой-то, то Я должен наказать себя, для того чтобы у подданных не было повода совершать нечто в этом духе.
В действительности Сита целомудренна, она прожила целый год в доме Раваны, который был демоном и обладал великим могуществом, легко можно было подумать, что Сита была осквернена, поскольку находилась под опекой злодея на протяжении года. Можно легко поставить под сомнение ее чистоту, но Я знаю, что она абсолютно чиста. Ее чистоту невозможно помыслить, но широкие массы не в силах это понять, и для того, чтобы удовлетворить толпу, Я принимаю согласие с их решением и присуждаю себя к наказанию, Я изгоню Ситу. Я наказываю всех и каждого, сидя на троне, и когда звучит голос утверждающий, что преступник Я, то Я должен наказать себя. Таково великодушие Рамачандры.
Преданный: Махарадж, вы говорите о принципе гармонии…
Шридхар Махарадж: Да, да, я хочу закончить. Кришна также делал это, когда Его репутация была подмочена, когда пошли слухи о том, что Он похитил драгоценный камень Шьямантаку. Кришна не брал этот камень, но был вынужден принять этот вызов и должен был каким-то образом оправдаться в глазах публики. Он последовал за Уграсеной и затем увидел, что Джамбаван похитил этот камень, Шьямантаку. Он вернул камень законному владельцу для того, чтобы доказать, что Он не вор. Поскольку Его репутация пострадала, Он должен был восстановить ее чистоту, и Ему пришлось доказать это. Что ты говоришь?
# 28:00
Принцип гармонии
Преданный: У меня есть вопрос. Вы говорите о принципе гармонии. Не могли бы Вы объяснить, как практически применить то, о чем вы говорите?
Шридхар Махарадж: Что он говорит?
Преданный: Он хочет знать, как можно практическим образом понять этот принцип гармонии.
Шридхар Махарадж: Как практически понять принцип гармонии? Каков смысл гармонии тебе известен?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Что означает гармония с твоей точки зрения?
Преданный: Гармония, строго говоря, это музыкальный термин, он относится к той ситуации, когда различные музыкальные инструменты играют в унисон.
Шридхар Махарадж: Да, различные звуки объединяются – это гармония. Различные музыкальные инструменты, разные тембры, разные люди играют на этих инструментах, и всё это объединяется в единое целое и порождает некое сладостное чувство, мелодию – это гармония. Должно присутствовать многообразие, разные звуки, инструменты, голоса – гармония. Мы видим, Земля, другие планеты совершают движение по своим орбитам, и они связаны с другим движением, иной силой. Луна обращается вокруг Земли. Существуют многочисленные спутники, которые обращаются вокруг других планет. Как по-английски будет упаграха? Скажем, Луна по отношению к Земле, многочисленные подпланеты, спутники, они движутся по-своему. Опять же, Земля обращается вокруг Солнца, и столь многие другие планеты совершают движение вокруг Земли. За один год Земля совершает полный круг вокруг Солнца. Каждые 12 лет Брихаспати завершает свой круг, полностью обращается вокруг Солнца. Опять же существует время, когда каждое небесное тело может завершить свой годичный круг.
Вы слышали о Эльсионе, математике? Он автор этого понятия «общий знаменатель», когда различные числовые величины встречаются в одной точке. Существует единство и разнообразие, которые сосредоточены в одной точке, когда множество представлено в одном, едином, и это гармония. Множество встречается в единстве, и так происходит в различных измерениях: измерении звука, измерении цвета, измерении движения. Могут существовать различные фазы этого, но множество встречается в одной точке, и это гармония. Подобно различным веткам дерева, которые объединяются в стволе, ствол приводит в гармонию многочисленные ветви, и ветвь приводит в гармонию множество листьев, таким образом. Термин «гармония» главным образом используется, когда речь идет о мире звуков, а «красота» – о визуальном мире, мире образов. Таким образом, в разных измерениях «красота, гармония, единство» и многие аналогичные слова можно использовать. Владыка, Хранитель, Опекун, Контролирующий, Доброжелатель, в разных фазах эти термины могут использоваться, и многообразие в единстве. Множество, представленное в одной точке, когда интересы многих представлены в одном месте.
# 33:55
Абсолют всеобъемлющ
Преданный: То есть Абсолют даже раздор приводит к гармонии?
Шридхар Махарадж: Да, в высочайшем Абсолюте есть место для всего, Он всеобъемлющ, иначе Он бы не был Абсолютом, если бы что-то оставалось вне Его. Единое Абсолютное Начало, которое включает в себя всё, враг не враг для Него, все родные. Шанкара говорит: «Когда все родственники, тогда всё превращается в ноль. Когда все друзья, всё сливается воедино. Это возможно только в концепции нуля». Но школа теизма утверждает: «Нет, это динамичная жизнь. Абсолют означает абсолютное благо, не ноль». Вовсе не обязательно, что это нечто будет недифференцированного характера, нулем, но всё в полной мере представлено в этом явлении. Тем не менее это явление, целое, таково, что оно способно принять их. Все эти части во всей своей красе, их интересы в высшей степени представлены в Нем. Генерал, контролирующий настолько высок и тактичен, что он способен контролировать солдат, которые настолько храбры, что входят в состав отряда смертников. Солдаты, члены отряда смертников, должны быть очень храбрыми, и их командир тоже не может не быть храбрецом. Мужественные, безрассудные солдаты тоже могут быть приведены в гармонию в подлинной армии, они не могут быть объектами контроля, но для этого необходим генерал-гений, который будет способен их контролировать. Позитивисты, мы не негативисты подобно Шанкаре, но позитивисты. Мы говорим: «Всё есть».
Когда мне было 14 лет, я услышал от одного из моих учителей:
сатйам̣ брӯйа̄т прийам̣ брӯйа̄н
на брӯйа̄т сатйам априйам
прийам̣ ча на̄нр̣там̣ брӯйа̄д
эш̣а дхармах̣ сана̄танах
Это цитата из некой Упанишады, возможно. Здесь сказано: «Всегда говори правду, всегда говори приятное, никогда не говори неприятную правду. И в то же время ты не должен делать приятные утверждения, которые ложны» – это санатана-дхарма, вечный кодекс поведения. Я изумился, услышав это, как это понимать? Сатьям-прият, с этим всё понятно, не следует говорить неприятное, но это тоже приемлемо, здесь нет возражений. Но «никогда не говори такую истину, которая неприятна», как это можно стерпеть? Истину следует озвучивать, приятна она или нет, но как можно возражать против того, чтобы говорить правду? И в то же время если это нечто приятное, но не правдивое, то не говори это. Санатана-дхарма, вечный кодекс поведения, закон должен быть таким. Истина также нуждается в модификации, видоизменении, истина нашей концепции и Высочайшая Истина. Высочайшая Истина способна привести в гармонию как истину, так и не истину, правду и неправду.
Кришна просит Юдхиштхиру: «Скажи, что Ашватхама мертв, Дроначарье». Но Юдхиштхира испытывает сомнение, и Кришна говорит: «То, что есть истина, также с высшей точки зрения может не обладать подобной ценностью». Общий закон, который применим в общем и целом в низшем измерении, теряет свою действенность, когда речь идет о высшем измерении. Истина с нашей точки зрения может не быть таковой с точки зрения высшего измерения. «Арджуна, ты пообещал, любой, кто тронет твою Гандиву, лук, ты немедленно отрубишь этому человеку голову.» Однако когда Юдхиштхира был оставлен Карной на поле битвы Курукшетра, то Арджуна и Кришна вернулись с поля битвы, чтобы отдохнуть в лагере, и Юдхиштхира оскорбил Арджуну: «Ты заверил меня в том, что сделаешь меня царем, и, соблазняемый этим предложением, я поддался твоему влиянию, но ты не в силах сделать меня царем. Карна оскорбил меня и оскорбил очень жестоко, и я плюю на твою Гандиву». И когда лук был оскорблен, Арджуна вытащил меч из ножен, и Кришна заметил: «Что ты делаешь? Ты собираешься сдержать слово, обезглавив своего брата Юдхиштхиру? Ты очень хорошо понял, как сдержать слово, не так ли?»
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.