«Путешествие в Мир преданности»
«Путешествие в Мир преданности» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 12 февраля 1983 года
- Пробуждение души (00:00)
- Внутренний гуру (06:36)
- Сорняки рядом с ростком преданности (08:55)
- Духовный прогресс — это преодоление трудностей (13:00)
- Смиреннее травинки (15:00)
- Служение под руководством Вайшнава (17:02)
- Уход в иллюзию (20:55)
- Покорность – основа взаимоотношений (22:55)
- Кого можно считать преданным? (26:20)
Путешествие в мир преданности
# 00:00
Пробуждение души
Преданный: В шастре сказано, что Гуру представляет Нитьянанду или Шримати Радхарани в зависимости от расы, влечения своих учеников, привязанных к определенной расе.
Шридхар Махарадж: А кто это спрашивает?
Преданный: Расачарья Махарадж.
Шридхар Махарадж: Его развитие совершается постепенно, пробуждение души от отождествления с телом и умом в духовную сторону. Даже тенденция отречения оставляется позади, и затем происходит переход в тенденцию служить, и в зависимости от природы это либо Вайкунтха, либо Голока. Если он не удовлетворен, пробыв какое-то время на Вайкунтхе, тогда он обретает связь с садху более высокой природы, посредником, и тогда он будет перенесен в более высокое измерение, в «Бхагаватам» ясно обсуждаются эти темы. Затем постепенно он отправится в Айодхью, Двараку, Вриндаван соответственно природе пробуждения его сердца. Окружение постепенно становится для него безвкусным. То, чего хочет Кришна, произойдет, чего бы Он ни хотел.
У меня не было представления вначале, я всегда советую ждать и смотреть. Ждать и смотреть, я обращаюсь с таким призывом. Свами Махарадж совершил чудо по милости Господа за очень короткое время, он осуществил такую великую, широкомасштабную деятельность. Поэтому мы не собираемся вставать в оппозицию к этому движению, но только лишь как работа по облегчению страданий, помощь. В зависимости от сукрити и внутренней приспособляемости, пробуждения, вызванного влиянием обстоятельств, пробуждение внутренней души происходит и возникает определенный вкус. В зависимости от природы этого вкуса человек займёт определенную позицию в отношении окружающего мира. Он увидит: «Это моё, эти параферналии, эти друзья, такого рода служение, похоже, что это моё родное, очень вкусно для меня». Всё зависит от вкуса, вы можете чувствовать, что некая еда… Знаете, некоторые животные интуитивно выбирают определенную пищу в зависимости от своего вкуса. В зависимости от нашего пробуждения мы сможем найти подходящее окружение, наш внутренний вкус будет направлять нас. Вкус нам скажет: «Это очень чарующе для моего сердца, я не могу себя контролировать, не могу не стремиться к этому явлению, такое интенсивное влечение я испытываю». Интуиция будет направлять нас, то, что мы называем здесь интуицией. Также существует определенная скрытая тенденция в душе, тенденция выбирать то или иное явление, предпочитать его другим явлениям. Выбор и отвержение, так всё происходит в процессе садханы, в процессе реализации. Отвержение и выбор, постепенно это произойдет.
# 06:36
Внутренний гуру
Почему вы пришли сюда? Вы были воспитаны в традициях христианства и других религиозных традициях, почему вы пришли сюда? Сознание Кришны привлекло вашу душу, ваше внутреннее, сокровенное сердце. Вы были последователями каких-то религиозных традиций, почему вы оставили эти формальности, чтобы искать новое общество, новых друзей? Почему вы оставили старый круг, старых друзей и пришли в Сознание Кришны? Откуда-то вы пришли в Сознание Кришны, вы пошли на риск, оставили своё общество, былые религиозные концепции. Почему вы оставили их и пришли в Движение Сознания Кришны в целом? Эта тенденция, которая заставила вас сделать это вновь, будет подталкивать вас в определённом направлении в мире Сознания Кришны, внутреннее предпочтение, вкус, жажда. «Такого рода служение очень вкусно для меня, я не могу не общаться с такими садху», это будет оправдано, сотрудничество с чайтья-гуру. Гуру внутри, тот, кто указывает изнутри. Есть Гуру вовне и Гуру внутри. Когда мы не можем слышать указания внутреннего Гуру, мы хотим получить руководство от маханта-гуру, Гуру вовне, и руководство Священных Писаний. И когда мы достигаем определенной стадии, начиная с этой стадии, наш вкус, ручи, может вести нас. Подобно интуиции, как птицы, звери, они направляемы интуицией, подобно этому.
# 08:55
Сорняки рядом с ростком преданности
Преданный: Махарадж, похоже, что многие духовные братья уходят из ISKCON, но они не приходят к вам, чтобы слушать вас.
Шридхар Махарадж: Сознание Кришны – это не легко, многие трудности возникают на пути, внутренние наклонности и возможность оскорблений, поскольку существует свобода воли. Изъян присутствует, это не совершенное явление. Садхана подразумевает принятие и отвержение, и также на пути всегда возникает много трудностей и беспокойств. Внутренние наклонности могут не позволять нам двигаться в правильном направлении. Я знаю, что это правильно, но мои прошлые тенденции не позволяют мне двигаться в этом правильном направлении. Аскезы, боль необходимы, чтобы совершать служение, столь многие трудности возникают в упасаке, в том, кто следует этому пути, совершает усилия. Лобха, пуджа, пратиштха – все эти трудности. Росток преданности возникает и постепенно растёт. Кавирадж Госвами говорит: «Рост растения преданности может быть заглушен сорняками». Мы поливаем росток, и одновременно с его ростом возникает множество сорняков. Каковы они? Лобха, пуджа, пратиштха, вопрос жадности, каких-то мнимых приобретений, в основном речь идет об обретении положения. В процессе роста возникает множество препятствий, сорняков, и эти враги возникли в прошлом, лобха, пуджа, стремление к деньгам, к общению с противоположным полом, затем пратиштха, стремление к славе. Столь многие трудности могут возникнуть, и мы должны сознательно устранить эти препятствия.
# 13:00
Духовный прогресс – это преодоление трудностей
Столь многие трудности возможны, и мы должны спасти себя от многочисленных врагов нашего стремления с помощью Гуру, садху, Священных Писаний и нашей собственной искренности, и тогда мы постепенно сумеем идти. Со временем мы увидим, другие трудности возникнут, поэтому путь вовсе не усеян розовыми лепестками, как можно подумать, нет. По мере того как мы будем приближаться к цели, мы будем находиться во всё большей и большей безопасности, но пока мы далеки от цели, различные трудности могут возникнуть. Предыдущий карма-пхал, тенденции, наработанные в прошлом, удерживают нас в своей юрисдикции, но когда так или иначе мы превосходим эти трудности, справляемся с ними, совершаем некий прогресс, насколько мы совершаем его, всё выше и выше, нам становится легче идти. Но тем не менее трудности остаются, особенно пратиштха.
# 15:00
Смиреннее травинки
Тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих. Когда мы идём по пути, мы должны быть вооружены таким здоровым настроением, тринад апи суничена, тогда у нас будет меньше сложностей. Смиреннее травинки: о Господь, не позволь мне быть причиной столкновения с окружающим миром, я не хочу позволить себе быть источником беспокойств для окружающего мира. Во-вторых, сахишну, тарор апи, тем не менее, если происходит атака, нападают извне, я буду пытаться терпеть, не создавая оппозицию, не сопротивляясь. Аманина: я не буду стремиться к популярности какого бы то ни было рода, к репутации, и в то же время я должен буду оказывать должное почтение окружающему миру. Мы будем предлагать почтение окружающему миру, не требуя почтения к себе. Таким образом мы будем пытаться совершать прогресс, и тогда у нас будет меньше трудностей.
# 17:02
Служение под руководством Вайшнава
Опять же, когда мы находимся в рамках организации, у нас есть руководство реализованной души. Мы можем избежать многих опасностей, с помощью высшего руководителя мы сумеем сразиться с ними и выйти победителями. Мы всегда сможем прибегать к помощи высшего мира, таким образом мы сможем сопротивляться оппозиции. Когда мы занимаемся проповедью в качестве солдата, мы можем бросать вызов оппозиции. Мы сами бросаем вызов по указанию нашего Гуру, и так я сумею выполнять наказ Вайшнава. Моя духовная стойкость возрастёт благодаря тому, что я выполняю наказ высшего посредника, сева, я обрету большее благо. Вайшнаве пратиштха, я не хочу никакой популярности в глазах обычных людей, они почти безумны, но я хочу положение в глазах моих наставников, моих Гуру, которые скажут: «Да, он подающий надежды мальчик». Они будут смотреть на меня с любовью, их доброжелательное отношение является моим капиталом, их высокая оценка меня. Но когда мы одни в уединенном месте воспеваем Имя, тогда, конечно, мы также строго соблюдаем тринад апи. Но когда мы сражаемся под руководством генерала, наше отношение должно быть немного иным. Я выполняю указания высшего командира, тогда наше достижение будет более высоким. Кто?
Преданный: Бхадари Нараян Прабху.
Шридхар Махарадж: Откуда ты приехал?
Преданный: Из Калькутты.
Шридхар Махарадж: Ты ничего не ел еще, прасадам?
Преданный: Нет.
Шридхар Махарадж: Иди помой руки и прими прасадам, потом я поговорю с тобой.
# 20:55
Уход в иллюзию
Преданный: Иногда мы видим, что ученики уходят в майю.
Шридхар Махарадж: Прошлые тенденции всегда пытаются удержать нас, стащить назад. Когда мы блуждаем в этом мире, мы вырабатываем определённые склонности. Каждое наше действие вызывает противоположную реакцию, следствие. Возникает определённая тенденция, от которой нам впоследствии трудно избавиться. Я не могу слишком легко избавиться от неё, у меня вырабатывается влечение к тем или иным реалиям. Я становлюсь должником, мне говорят: «Сначала ты должен заплатить свой долг».
# 22:35
Покорность – основа взаимоотношений
Преданный: Махарадж, у меня есть вопрос, он носит скорее личный характер. Я приехал сюда, намереваясь оставаться до Гaура Пурнимы в вашем обществе. Я хочу знать, я не уверен, что смогу остаться надолго, на этот срок.
Шридхар Махарадж: Ты должен совершать служение, иногда находиться со мной, иногда совершать служение. Оставаться в обществе – это не физическое явление. Физически можно быть далеко, но – близко благодаря духу покорности. Покорность одной души в отношении другой души – вот что делает возможными взаимоотношения, а не телесная, физическая близость. Но настроение души – это и есть подлинное общение, не в телесном смысле, не телесная близость. Махапрабху сказал Рупе Госвами… Рупа Госвами хотел жить в обществе Махапрабху в Пури. Махапрабху сказал: «Нет, отправляйся во Вриндаван и делай там то, что Я скажу тебе, но если ты навязываешь Мне свои желания, это не говорит о том, что ты служишь Мне». Общение душ не определяется материальным расстоянием, только покорностью, это настроение делает возможным общение. Физически мы можем быть далеко, но мы близки, когда есть искреннее желание идти в определённом направлении. Физически можно жить рядом, но обладать при этом разной ментальностью, отличаться в этом отношении. Если мы всегда едим, это не означает, что мы получаем поддержку, но если мы едим в определённое время, эта еда способна дать нам что-то. Мы раздаём, а затем вновь накапливаем капитал и вновь раздаем, шраванам, киратнам, слушать, а затем раздавать, брать что-то у высшего капиталиста, а затем раздавать. Когда наши запасы исчерпаны, то мы вновь пополняем их.
# 26:20
Кого можно считать преданным?
Преданный: Я не совсем понимаю, почему Свами Махарадж дал два разных ответа на один и тот же вопрос, не могли бы вы объяснить?
Шридхар Махарадж: Я не помню ясно контекст, лишь приблизительно, то, о чём ты говоришь. Было сказано: «Почему Махапрабху дал два разных ответа?»
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: В первом случае Он сказал: «Если кто-то постоянно воспевает Святое Имя Кришны, можно рассматривать его как преданного. И того, кто единожды произнес Святое Имя, можно считать преданным. Преданный высочайшего уровня – это та личность, в присутствии которой испытываешь побуждение воспевать Святое Имя». Эти три категории, но Имя должно быть свободно от оскорблений, не намабхас и не нама-апарадха. Если человек единожды произнёс подлинное Святое Имя, его следует считать преданным, но это каништха-адхикар. Затем промежуточная ступень. Всякий раз, когда мы видим, что кто-то всегда призывает Имя Кришны, такая тенденция есть в нём, и вы будете служить такому человеку, вы обретёте благо. Если это возможно, если вы достаточно удачливы, то вы сможете найти Вайшнава, в присутствии которого, просто видя его, вы испытываете вдохновение призывать Имя. Всякий раз, когда вы находитесь в его обществе, вы чувствуете желание воспевать Имя. В обществе такого преданного старайтесь делать всё что угодно для него, так сказано. Три категории преданных, вот цитата из Пуран (цитирует санскрит). Это начинающий класс, затем промежуточная стадия – средний класс и высший класс. Существует классификация «Бхагаватам», классификация Пуран и классификация Махапрабху. Мы однажды как-нибудь обсудим это явление, а сейчас я чувствую себя усталым, на этом я закончу.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.