«Шараграхи-Вайшнав» 1982.02.19.E
«Шараграхи-Вайшнав» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 19 февраля 1982 года
- Разочарование в учителе и принятие другого (00:00)
- Постигшие самую суть (03:00)
- Способность дать верную оценку происходящего (08:02)
- Три критерия прогресса (12:25)
- Имитация поклонения (16:13)
- Динамичное развитие и многогранность бытия (19:56)
- Эксперименты имитаторов (25:33)
Шараграхи-Вайшнав
# 00:00
Разочарование в учителе и принятие другого
Преданный: Они чувствуют опасность, угрозу.
Шридхар Махарадж: Здесь есть еще один проблематичный момент, а именно то, что Хамсадута Махарадж принял участие в этом, а он источник беспокойств.
Преданный: Если человек принял дикшу от одного из ачарий ISKCON, но тем не менее он чувствует реальную неудовлетворенность, то следует ли воодушевлять его приходить к вам в поисках шикши?
Шридхар Махарадж: Да, несмотря на оппозицию со стороны своих дикша-гуру. Или о чем идет речь? Или с их позволения? Если с их позволения, то нет проблем, если гуру против, тогда мы должны рассматривать каждый индивидуальный случай. Насколько подлинно его желание? Почему он оставил свое место? Вопрос стандарта шикши, об этом идет речь или о чем-то другом, столь многие вопросы возникают. Почему он утратил веру в своего дикша-гуру? Всё это следует рассматривать. Этот Мукундамала создал хаос теперь. Джаятиртха Махарадж пытается привести сюда Рамешвару Махараджа, изо всех сил пытался привести его ко мне, но я не знаю, как я должен к нему относиться (к Рамешваре Махараджу, в частности).
Джаятиртха Свами: Махарадж, все гуру расстроены из-за этого вопроса, но Мукундамала очень счастлив. Так а почему они расстраиваются? Они несчастны из-за того, что он не обретает Сознание Кришны? Чем вызвано их неудовольствие?
# 03:00
Постигшие самую суть
Шридхар Махарадж: В своей «Шри Кришна-самхите» Бхактивинод Тхакур дал следующую идею. На высочайшей стадии можно увидеть, что внешне человек может быть царем, политиком, полностью поглощенным мирской жизнью. Но в сердце он может быть мягкосердечной женщиной, гопи, он может быть ею, занятой в служении Кришне, это возможно. Внешне он может быть занят во внешнем мире, но внутренне может быть совершенно иным. В «Шри Кришна-самхите» описано различие между двумя этими группами, бхараграхи и шараграхи. Есть многие, кто несет на себе, сказано там, бремя знания шастры и высказываний садху, но не могут понять истинный смысл этого. Их память содержит груз многих цитат и концепций, но они не в состоянии уловить самую суть – это одна категория. И существует иная категория – шараграхи, они улавливают самую суть вещей и поступают соответственно. Представителей этой категории, шараграхи, на поверхности можно увидеть, что они заняты различной публичной деятельностью, что-то будет общим. Во время конфликтов они будут миротворцами, а на определенной стадии они ведут себя соответствующе. Некоторые признаки можно увидеть в них, но во внутреннем мире могут быть очень мягкими и податливо-сердечными и быть заняты в сокровенном служении Кришне. В «Шри Кришна-самхите». Внешне один цвет и образ, а внутренне нечто прямо противоположное.
Преданный: Бхактивинод Тхакур был таков.
Шридхар Махарадж: Иногда, когда он занимался государственной службой, в это время.
Говинда Махарадж: (говорит на бенгали)
Шридхар Махарадж: В свои последние дни иногда он воспевал святое Имя обнаженный, и он дал указание своему близкому окружению, слугам: «Если кто-то придет извне, то набросьте на меня накидку». Дже-дина грихе, бхаджана декхи, грихете голока бхая. Всякий раз, когда я вижу, что другие помогают мне в проповеди Сознания Кришны, то я чувствую, что это Вриндаван, Голока, мой дом полон этого, малейшая связь, и эта сварупа, внутренняя функция, проявляется. Мы заняты переживанием внешнего опыта, пытаемся постичь лилу Вриндавана, совершая тяжкие усилия, но существует также противоположная стадия. Они всегда там, во внутреннем опыте переживания, внутреннем мире, иногда они выходят вовне.
# 08:02
Способность дать верную оценку происходящего
Когда мы впервые пришли, чтобы присоединиться к миссии, иногда, если происходило какое-либо обсуждение, люди, приходящие со стороны, кто-то атаковал Гаудия Матх и какая-то критика звучала. Все эти обсуждения внутреннего характера, новичкам не позволялось слушать подобные дискуссии. Мы спросили: «Почему так?» Но нам было сказано: «Это мадхьяма-адхикар. Только те, кто принадлежат к этому уровню, могут понять любовь и раздор». Всё, что призвано удовлетворять Кришну, каништха-адхикари не способны понять правильным образом подобное явление, раздор. Внутренние противоречия, взаимная критика оппонентов – всё это предназначено только для мадхьяма-адхикари, не для каништха-адхикари, их следует оберегать от подобного. И постепенно, по мере того как они совершают прогресс, они могут понять, всё, что делается ради служения Кришне, гарантом является внутренняя чистота, чистота гуру, Вайшнава. Они делают те или иные вещи не ради славы, но предавшиеся души, трудно понять это.
Человек может оставить влечение к деньгам и женщинам, это легко распознать, он свободен от такого влечения. Но работает ли он ради своей славы в качестве религиозного человека, подобную привязанность трудно увидеть. «Я ачарья, я религиозный авторитет, и столь многие будут почитать меня в этом качестве, я буду подобен царю в духовном мире», такого рода стремление к положению может оставаться внутри, и очень трудно увидеть, есть ли в человеке подобное стремление или он полностью посвятил себя Господу, в этом трудность. Что является гарантом? Обычный человек не в состоянии оценить глубину, поэтому необходимо достичь определенной стадии, на которой распознание таких вещей становится возможным. На начальном уровне невозможно оценить, насколько человек движим эгоистичным, корыстным стремлением к славе и репутации и в какой степени он предан делу Сознания Кришны или Гауры, очень трудно распознать. Чтобы видеть такие вещи, необходимо достичь следующей, более высокой стадии, только на ней можно давать надлежащую оценку. Преданность, насколько велика его любовь, привязанность, насколько он отождествляет себя с этим подлинным явлением, сделать и умереть ради принципа. Очень тонкие нюансы могут быть ведомы тому, кто достиг соответствующего уровня зрелости и понимания. Харе Кришна, Гоур Харибол.
# 12:25
Три критерия прогресса
Преданный: Махарадж, а что если мы обнаруживаем эту пратиштху в своем существе? С одной стороны, мы не можем оставить миссионерскую деятельность, так что же нам делать?
Шридхар Махарадж: Рекомендованная деятельность, предназначенная для нас, если мы следуем этому, то находим прогресс в линии внутренней привязанности, интенсивность влечения к Сознанию Кришны и отчаянное стремление служить этому явлению. Всё это подтверждение того, насколько я искренен. Искренность – это богатство, посредством которого мы можем обрести лаульям. Лаулйам апи мӯлйам экалам̇. Горячее стремление – единственная цена.
бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир
анйатра чаиш̣а трика эка-ка̄лах̣
прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус
туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апа̄йо ’ну-гха̄сам
Три критерия существуют, посредством которых мы можем измерять прогресс, привязанность к цели, апатия к тому, что не является Сознанием Кришны, симпатия к преданности и апатия к негативной стороне. И также положение человека укрепляется с каждым днем, вера становится все более прочной, таков критерий прогресса. Позитивное и негативное, а отстраненность от негативных явлений, сила возрастает по мере прогресса, эти три критерия даны «Бхагаватам». Преданный не будет наслаждаться элементами, чужеродными Сознанию Кришны, он будет чувствовать великое беспокойство, соприкасаясь с ними. А всякий раз, когда происходит Кришна-катха, он будет чувствоватьвоодушевление, горячее стремление и будет крайне внимательно слушать. Даже малая толика будет вдохновлять его, и постепенно сила, подобная природа будет возрастать в нем с каждым днем, будет возрастать стремление, и апатия будет увеличиваться. Нитай Гоур Харибол.
# 16:13
Имитация поклонения
Мы видим в «Шри Кришна-самхите», написанной Бхактивинодом Тхакуром. Ты читал ее?
Преданный: Да, я читал некоторые части.
Шридхар Махарадж: А ты читал тот фрагмент, где дается описание шараграхи и бхараграхи?
Преданный: Я читал это и также слышал, как вы рассказываете об этом.
Шридхар Махарадж: Шараграхи и бхараграхи. Вы обращались к этим фрагментам, когда дискутировали с Хираньягарбхой? Ему следует показать две статьи, посвященных Лалита Прасаду, написанные самим Прабхупадой. Одна – «Баба-бадха-радха», так называлась эта статья, в другой же Лалита Прасад описывался как тот, кто занят поклонением Улачанде. Главенствующая богиня города, Улачанди, шакти, Кали-пуджа.
Преданный: В Бирнагаре?
Шридхар Махарадж: Да, в Бирнагаре, деревня Ула. Он, Лалита Прасад, совершает поклонение Улачанде, шакти, не Шактиману, то есть Кришне, он одержим материалистическим мировоззрением, ясное описание дано в этой статье. Имитация не подлинное явление, джада-вилас и чит-вилас, служение и наслаждения могут быть похожими, но не одно и то же явление. Преданность, жертвенность и эксплуатация прямо противоположны. Представители обоих лагерей очень заняты, трудясь ради удовлетворения, связанного со своими чувствами, и удовлетворение чувств Кришны – противоположные явления. Шараграхи и бхараграхи, даже изучая различные писания, человек может не понять истинный смысл, что является сутью, целью произведения, очень трудно понять это. Дхарма-джигьяса Джаймини и дхарма-джигьяса Вьясадева, Веданта, пурна-мимамса и уттара-мимамса. Пурна-мимамса Джаймини, атхато дхарма-джигьяса, а уттара-мимамса Вьясадева – атхато брахма-джигьяса, вопрошание, поиск присутствует в обоих трактатах. Харе Кришна. Нитай Гоур Харибол.
# 19:56
Динамичное развитие и многогранность бытия
Преданный: Махарадж, в начале «Нарадия бхакти-сутры» присутствует эквивалент этому утверждению, там сказано: «Настало время вопрошать о бхакти».
Шридхар Махарадж: «Сандилья-сутра», «Нарада-сутра», все эти утверждения собраны и приведены в гармонию в «Бхакти-расамрита-синдху», полноразвитый теизм, совершенный теизм. Он есть. Каков Он, какова Его природа, суть теизма выражена в «Ом», начало теизма. Есть семя и есть дерево, которое вырастает и приносит плод. Галитам̇ пхалам̇ – бха̄гаватам. Плод – раса. Раса контролирует весь рынок в различных формах. Согласно чистоте стандарта раса жизни может быть более или менее возвышенна, благородна. Качественное различие: раса в эксплуатации; раса, проистекающая из отречения; и раса, проистекающая из служения, основанного на чувстве долга; и служение спонтанное; также шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья, различные группы. Различные характеристики трудно распознать, и только духовный эксперт может увидеть эти тонкие различия между разными стадиями в различных расах.
И в одной расе также существует великое множество олицетворений, и там также присутствует градация, знания градация, опыта градация. Речь идет о градации знания даже в Кришна-концепции: Сваям Бхагаван, Сваям Пракаш, затем Прабхава Пракаш, Прабхава Вилас. Таким образом, даже там присутствует градация самого Кришны, что же говорить о слугах. Сваям Бхагаван, Сваям Руп, Сваям Пракаш, затем Прабхава Пракаш, Вайбхава Пракаш, Прабхава Вилас, Вайбхава Вилас, таким образом всё выглядит. Что же говорить о… Кришна, Баларам, чатурвьюха, затем Вайкунтха, Чатурвьюха Нараяна, Чатурбхуджа Нараяна. 24 проявления виласа-экспансии, проявляются функции Каранодакашаи, Гарбадхокашаи и Кширадокашаи, затем Матсья, Курма, Вараха, эти аватары, затем юга-аватары, шактьявеша-аватары, манвантара-аватары, согласно вкусу столь многие стадии интенсивности, классификация. Вибхиннамша, татастха-дживы, затем майический мир, и также пракрити, махан, махато, аханкара, панчатран, матрани, панча-бхута, панча-индрия – развитие. Харе Кришна. Нитай Гоур Харибол. Эволюция в обоих направлениях, духовном и материальном, и это нечто всегда динамично и прогрессивно. Харе Кришна.
# 25:33
Эксперименты имитаторов
Мы должны иметь некий конкретный опыт, подлинное соприкосновение с реальностью. По словам нашего Прабхупады, стеклянная банка закрыта, пчела сидит на стекле думая: «Я ем мед», это также имеет место. Он обманывает свой собственный ум, думает: «Кришна-лила такая-то». Внешне он имеет дело с мужчинами и женщинами этого мира и думает, что мы наслаждаемся этой лилой, как Чандидас и другие. Они также говорят: «Физическое поведение, на уровне тела мы переживаем то, что происходит во Вриндаване. Очень скоро я стану владыкой Голоки, владыкой Вриндавана, в скором будущем я обрету это высшее нечто».
Я слышал, у одного бабаджи была безупречная репутация, он не общался с женщинами, сохранял свое достоинство, вёл себя безупречно. Он умер, и многие мужчины и женщины, принадлежащие к этой секте, собрались на его похоронах. И одна женщина-бабаджи, матаджи, стала плакать и говорить: «О, бабаджи умер, но он не сумел достичь Голоки». То есть очень прискорбно, что он не сумел достичь Голоки, поскольку считалось, что он не общается с женщинами. И тогда другая женщина выступила и сказала: «Кто говорит, что он не достиг Голоки? Я знаю очень хорошо, что он достиг Голоки». Она вышла вперед, чтобы дать сертификат этому бабаджи, что он достиг Голоки. Вайкунтха – это мораль, а Голока – это аморальность, с их точки зрения, и посредством сексуальной связи мужчины и женщины они экспериментируют с Голокой. А те, кто более строго следуют моральным принципам, у них нет шанса достичь Голоки, не вступая в сексуальную связь, они не могут понять, что есть Голока. Таково их представление о Сознании Кришны – очень низменное явление.
И Хираньягарбха присоединился к этому лагерю, он не тратит время, подобно нам, занимаясь обсуждением философии или онтологии, он уже достиг этой расы и идет вперед, переживая ее вкус. Нитай Гоур Харибол. Сейчас я хочу отдохнуть.
Преданный: Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж ки джай!
Преданные: Джай!
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.