«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»
«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 16 апреля 1983 года
- Восстановление святых мест Рупой и Санатаной (00:00)
- Недостижимый Кришна (03:20)
- Ценность разлуки (08:46)
- Безумная жажда Кришны (15:31)
- Мир, пораженный болезнью заблуждения (19:41)
- Руководство подлинного гуру (25:23)
- Тайный аватар Кали-юги (27:51)
- Отказ от царского положения (37:42)
Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас
#00:00
Восстановление святых мест Рупой и Санатаной
Шридхар Махарадж: Кришна говорил о своих преданных: «Океан поглотит Двараку, оставленную мной, место, где у Меня была столица, место Моих игр будет затоплено». Но Он не смог этого сделать. И аналогичная ситуация во Вриндаване: там также определенные места игр были забыты, утеряны. Этот царь пытался их открыть, но затем вновь они были сокрыты. По указанию Махапрабху Рупа и Санатана прилагали максимум усилий, чтобы вновь восстановить их, сделать их доступными нашему сознанию. Махапрабху возложил на Санатану Госвами четыре задачи:
- Бхакти-шастра-прачар, собрать писания чистой преданности и опубликовать;
- Тиртха, сделать места священных игр доступными для восприятия людей;
- Шри Мурти, проповедовать поклонение Шри Мурти должным образом;
- Бхакти-садачар, подготовить бхакти-шастры и объяснить, как человек должен практиковать формальным образом, согласно стандартам преданности, как человек должен организовывать свою повседневную жизнь. Бхакти-садачар. Харе Кришна. Нитай Гоур. Нитай Гоур Харибол. Махапрабху Гауранга Сундара.
#03:20
Недостижимый Кришна
Преданный: Когда мы недавно были во Вриндаване, мы заметили, многие места паломничества, установленные Госвами, вновь стали заброшены и всевозможные недостоверные сведения рассказывают людям. Множество сомнительных версий бытует относительно событий, связанных с тем или иным местом.
Шридхар Махарадж: Адхокшаджа, такая сфера всегда выше нашего понимания. И поскольку это явление высшего порядка, оно никогда не может быть нашим достоянием, мы не можем распоряжаться им. Его природа такова, адхокшаджа, недостижимый. Он неподвластен каким бы то ни было правилам и предписаниям. Безграничное невозможно заставить подчиниться каким-либо ограничениям, мы не должны этого забывать. «Мы падшие, мы не можем без Твоей помощи выстоять», благодаря такому обращению иногда Он может смилостивиться, но Он независим. Сама Его природа такого типа, неуправляемая из этого мира, совершенно естественно. Мы хотим иметь что-то конкретное, зажать в кулаке, но природа этой субстанции совершенно иного рода, сверхсубъективное явление. Зенит разума и каких-то достижений, стремлений, чаяний едва ли может достичь Его. Поэтому, если мы измерим степень нашего обладания Им, насколько велика эта степень? Только с большого расстояния мы можем видеть, Он появляется в поле нашего зрения, когда мы взаимодействуем с Гурудевом, высшим Вайшнавом, некий проблеск может прийти, мы должны быть удовлетворены им. Он может внезапно низойти на наш уровень, но, когда мы начинаем разглядывать Его или присматриваться, Он исчезает, Кришна таков. По своей прихоти Он может явиться на нашем уровне, но всякий раз, когда мы начинаем внимательно разглядывать Его, это видение уходит. Он неподвластен никаким ограничениям. Если хотите попытаться обрести некую связь с Ним, пожалуйста, в противном случае вы вольны ступать своей дорогой, адхокшаджа. Если вы поймете, что всё, что можно ограничить, свести к каким-то регуляциям, – всё это мусор, пустое, но я ищу безграничное, неведомое, высшее явление. Если вы хотите искать явление такого рода, тогда вам позволено на этих условиях, рискуя подобным образом. Йато бхактир адхокш̣адже.
#08:46
Ценность разлуки
Та самая Яшода, которая наказывала Его, всю свою жизнь лила слезы: «Как я могу жить без Тебя, мой мальчик?» Но никакого ответа. Гопи, которые отдали всё, любой ценой хотели, они также как будто бы прожили свою жизнь в разочаровании, рыдали и стенали. Но сам этот плач обладает великой ценностью, разлука с Ним также обладает великой ценностью. Это не обычная, заурядная ценность, это завершенное целое – разлука с Ним, степень разлуки. На рынке ценность определяется степенью потребности в каком-то явлении. Стремиться к хорошему, это также ценно, а обладать чем-то дурным нежелательно. Желанно стремиться к благому, это наш капитал – стремление к благу, к хорошему. Всё, чем можно обладать здесь, необходимо отвергнуть, испытывать ненависть и чувство: «Я хочу быть пустым, стремиться только к высшему явлению. Возможно, это моё воображение и фантазия, тем не менее такова моя судьба – стремление к Высшему Началу. Я буду продолжать идти в этом направлении жизнь за жизнью, стремясь к высочайшему явлению, и меня не интересует ничто, что может быть предметом моего обладания, господином чего я хочу быть. Я ненавижу господство». А̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м.
Так или иначе сохранять связь с этим явлением – это уже награда сама по себе. Я сохраняю настроение усилия, попытки. Этого достаточно, подобной ценностью обладает эта сторона. Как бы Он ни обращался со мной, я стремлюсь только к Нему и ни к чему другому, настолько ценное явление. Я не могу терпеть представление, согласно которому я не Его родной, я хочу быть Его родным, даже если я буду последним из Его родных, но я не в силах терпеть мысль о том, что у меня нет связи с Ним. Стремление к Нему – вот мой капитал, моё богатство. Я не считаю себя столь великим, что обладаю Им. Любая малейшая, самая отдаленная связь; с другой стороны – я отвергаю все другие стремления, какими бы они ни были, предпочитая этот идеал им. Любая отдаленная, самая незначительная связь, какой бы эфемерной она ни была, но я не позволю себе соприкасаться с любыми другими реалиями и предложениями. Если я чем-то обладаю, то это майа. Я хочу утвердиться, хочу обладать чем-то, распоряжаться этим высшим явлением, но это выдумка, плод больного воображения естественным образом. Любая связь с реальным явлением, этого достаточно, и представление, согласно которому безграничное будет подвластно моему контролю, что это такое? Я ограниченное существо, как я могу обладать безграничным? Наиболее низкая, отдаленная, ничтожная связь – это высочайшее достижение для меня, это ценное явление. Харе Кришна. Гаурахари. Гаурахари. Гаурахари. Гаурахари. Харе Кришна. Нитай Гоур Харибол.
#15:31
Безумная жажда Кришны
Идеал Чайтаньядева, Его жизнь ужасна для нас, настолько безумная жажда Кришны, игнорируя физический аспект. Что еще принять, за исключением Его идеала? Мы скорее боимся обрести связь с этим явлением, безумная боль разлуки. Внешне великая жертвенность, и тогда внутреннее сокровище явится во всей своей славе. Кришна-бхакти столь рискованна, преклонение перед идеалом гопи, но Уддхава и другие преданные говорят, что гопи занимают высшее положение. С точки зрения обычных интеллектуалов кто такие гопи? Никто. Каково их положение? А Он говорит: «Не Брахма Мой любимый, не Санкаршан, не Лакшми Деви, как ты, Мой любимый друг Уддхава». И этот Уддхава говорит: «Я мечтаю о рождении в качестве травинки на этой земле, чтобы пыль со стоп гопи могла посыпать мою голову». Если бы не он и другие, как мы могли бы знать, насколько благородно и возвышенно их положение? Если мы очень удачливы, если в процессе нашего блуждания по этой вселенной обретаем некую благосклонность этих милостивых садху, тогда мы можем по достоинству оценить этот идеал. Я не хочу ничего другого, я хочу Вриндаван. Я хочу…
кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма
Кто поверит в то, что Парабрахман находится во Вриндаване и дружит с этими обычными людьми? Кто поверит, что Он носит сандалии Нанды на своей голове? Где найти такого безумца, который поверит в то, что Высочайшее Существо носит сандалии Нанды на своей голове? Гаурахари. Гаурахари. Гаурахари. Гаурахари.
#19:41
Мир, пораженный болезнью заблуждения
Преданный: Они говорят, что мы все сумасшедшие.
Шридхар Махарадж: Да, сумасшедшие. Сумасшедший – это относительный термин, кто-то скажет, что Эйнштейн сумасшедший, Ньютон сумасшедший. Они скажет: «Простому народу нечего есть, а эти ученые потратили огромные деньги на какие-то изыскания, атомная энергия и тому подобное, какой в этом прок? Накормите нас, дайте нам хлеб, это нечто конкретное. А это всё абстракция – ваши интеллектуальные развлечения, это всё роскошь. У нас есть конкретные телесные потребности, нам необходимо их удовлетворить».
йа̄ ниш́а̄ сарва-бхӯта̄на̄м̇
тасйа̄м̇ джа̄гарти сам̇йамӣ
йасйа̄м̇ джа̄грати бхӯта̄ни
са̄ ниш́а̄ паш́йато мунех̣
«То, что ночь для одного, – день для другого.» Потребность. Харе Кришна. Харе Кришна. Гаурахари. Гаурахари. Гаурахари. То, что ценно для одного, – ничто для другого, в зависимости от потребности конкретного человека. Харе Кришна. Харе Кришна. Харе Кришна. Александру Македонскому сказали: «Какой смысл захватывать все эти страны, убивать множество людей? Это твоя прихоть, твоя блажь. Что ты несешь? Смерть, разрушения, и это всё твой безумный каприз». Харе Кришна. Харе Кришна. Гаурахари.
ким̇ карма ким акармети
кавайо ’пй атра мохита̄х̣
Великие ученые растеряны, они не знают, что хорошо, а что плохо, что принимать, а что отвергать. Великие ученые не способны понять, каковы их истинные потребности, они находятся в джунглях сомнений. Джаладжа̄ навалакш̣а̄н̣и стха̄вара̄ лакш̣а-вим̇ш́атих̣. Столь многие души занимают различные позиции, мы должны выбраться из оков кармы, подобного бедственного положения. Их стандарты боли и удовольствия отличаются от наших, и это их собственная карма, некого винить. Мы живем в мире, который поражен болезнью заблуждения, ложного поведения, беззакония. Как понять, что хорошо, а что плохо? К чему стремиться, а что следует отвергать? Бесчисленные альтернативы представлены. Они могут повлиять на меня, покрытые иллюзией, находящиеся под влиянием ложных представлений.
#25:23
Руководство подлинного гуру
Безграничный мир, Вайкунтха, Голока, столь разнообразен в своих характеристиках. И в каком духе мы должны обращаться к этому измерению, адхокшаджа? Чем бы ни было это явление, мы не должны принимать его, если оно ниже стандарта безграничного. Мы хотим иметь даже самую далекую связь только с этим безграничным явлением, малейшую связь. Мы беспомощны, и у нас нет надежды, мы разочарованы, находимся в крайней опасности. Мы уповаем на свободу воли, на способность выбора, но она столь скудна, в каком бедственном положении мы находимся. Наши лидеры растеряны, они сами находятся в неведении. Поэтому насколько важен подлинный гуру, который способен вести нас, руководить нами. Должное руководство в настоящее время является наиболее важным фактором для нас. Силы различной природы привлекают нас, и мы находимся в гуще этих столкновений, этого клубка, поэтому подлинное руководство Гурудева необходимо. Нитай Гоур Харибол.
#27:51
Тайный аватар Кали-юги
Вопрос о том, кто является аватарой Кали-юги. «Бхагаватам» неожиданно начинает прославлять этого великого юга-аватара, утвердив прежде каковы Его характеристики.
тӣртха̄спадам̇ ш́ива-вирин̃чи-нутам̇ ш́аран̣йам
бхр̣тйа̄рти-хам̇ пран̣ата-па̄ла бхава̄бдхи-потам̇
ванде маха̄-пуруш̣а те чаран̣а̄равиндам
тйактва̄су-дустйаджа-сурепсита-ра̄джйа-лакш̣мӣм̇
дхармиш̣т̣ха а̄рйа-вачаса̄йад ага̄д аран̣йам
ма̄йа̄-мр̣гам̇ дайитайепситам анвадха̄вад
ванде маха̄-пуруш̣а те чаран̣а̄равиндам
Прославление этого великого юга-аватара в «Бхагаватам» очень интенсивно, с большим пылом «Бхагаватам» прославляет эту великую личность инкогнито. Он только дает намеки на то, кто является юга-аватаром: Кришна-варна, тот, кто всегда говорит о Кришне, или тот, на устах которого всегда пребывает Имя Кришны, или тот, кто является самим Кришной. Его сияние иное, но в действительности, если мы посмотрим более внимательно, мы увидим, что Его внутреннее сияние – цвет Кришны. Со своими параферналиями Он приходит и совершает служение в качестве санкиртаны с помощью звука, исходящего из уст, такова Его линия, таковы признаки. Обращаясь к массам, Он будет воспевать этот Божественный звук. Благодаря таким признакам мы можем распознать Его. В Кали-югу Он приходит инкогнито. Намеки такого рода даны, не откровенное, но сокровенное описание. Говорится, что в Кали-югу юга-аватар приходит инкогнито, поэтому некоторые, учитывая имя Триюга, утверждают, что Он приходит только в три юги. Но «Бхагаватам» говорит: «Нет, инкогнито Он приходит в каждую Кали-югу». Почему говорится Триюга? Потому что в четвертую эпоху Он приходит инкогнито, не явно. И подобному явлению поклоняются люди, наделенные интеллектом особой природы, нисходящим свыше, сумедхасах, богооткровенным разумом. Су означает «благо, внутренняя склонность к благу», сумедхасах, они привлечены таким явлением. Существует группа, призывающая Имя Кришны, – это удивительные личности.
Загадочным образом намекая, представляя некую головоломку, «Бхагаватам» описывает величие этой личности, очень величественно прославляет эту личность в этой шлоке, аватар Кали-юги. Тот, кто приходил как Рамачандра, как Кришна, Он является в Кали-югу в таком обличье. Вы должны искать личность, наделенную подобными характеристиками. Он приходит для того, чтобы направить вас к цели вашей жизни, Он приносит свыше сладчайший сок. Медитируйте только на Него, Он должен быть исключительным объектом вашей медитации. Все ваши страдания уйдут, подобный сок Он приносит из высшего мира. Он будет посредником. Благодаря прикосновению Его санкиртаны Он будет раздавать чистоту. Подобное высокое явление Он принесет сюда, настолько высокое, что даже Брахма и Шива будут изумлены, видя природу Его благородного дара, и станут прославлять Его. Они будут отчаянно стремиться к прибежищу Его стоп и будут служить Ему. Все внутренние чаянья будут утолены Им, внутренние потребности. Бхр̣тйа̄рти-хам̇ пран̣ата-па̄ла бхава̄бдхи-потам̇. И тот, кто предастся Ему, Он позаботится о таком человеке, одарит его своей защитой и даст ему всё необходимое. В этом мире, где всё приходит и уходит, где никто не хочет жить, великое судно приплывет за обитателями этого мира и увезет их из этого нежелательного положения. Ванде маха̄-пуруш̣а те чаран̣а̄равиндам. Давайте же все склонимся к стопам этой личности, которая принесет столь высокий нектар.
# 37:42
Отказ от царского положения
Вишванатх Чакраварти написал: «В целом речь идет о Рамачандре: Он оставил свое царство и вместе с Ситой Деви удалился в лес, чтобы выполнить свой религиозный долг, возложенный Его отцом. И также это истина в случае Махапрабху». Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур извлек внутренний смысл и объяснил, каким образом речь здесь идет о Махапрабху. Тйактва̄ су-дустйаджа-сурепсита-ра̄джйа-лакш̣мӣм. Оставил положение, которое трудно оставить, царское положение. В целом это применимо к Рамачандре, но Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: «Драгоценное общество полной преданности Вишнуприи». Не материальную роскошь в расхожем смысле этого слова, но трон в ее сердце, не царскую власть в обычном смысле. Этот императорский стандарт, Махапрабху оставил трон в сердце Вишнуприи. Такой стандарт преданности невозможно найти даже среди богов, подобную той жертвенности, которая жила в ее существе. Любовь, служение, забота Вишнуприи. Махапрабху оставил это. Сурепсита-ра̄джйа-лакш̣мӣм̇.
Дхармиш̣т̣ха а̄рйа-вачаса̄ йад ага̄д аран̣йам. Здесь речь идет о проклятии брахмана, который хотел принять участие, но Махапрабху переживал вкус Враджа-лилы Кришны за закрытыми дверями. Брахман хотел принимать участие в этих собраниях, он считал себя человеком очень квалифицированным, соответствующим религиозным стандартам. Он сказал:
– Я не ем ничего, кроме молока, но Ты не позволяешь мне войти.
– Пить молоко не есть квалификация для того, чтобы войти в это измерение.
– Тогда я проклинаю Тебя, – заявил брахман. – Ты расстанешься с семейной жизнью.
– Да.
Махапрабху принял проклятье и впоследствии принял санньяс в следствие этого проклятья. Ма̄йа̄-мр̣гам̇ дайитайепситам анвадха̄вад. Он преследовал тех, кто ма̄йа̄-мр̣гам̇, руководимых Маей Деви, эту категорию, и также то, что было сокровенным чаяньем Его Возлюбленной, Радхарани. Он Кришна, Он принял настроение Радхарани и практиковал глубокий поиск любовного служения Кришне, как искать самого себя, Кришну. По этим двум причинам Он оставил семейную жизнь, во-первых, ради блага обычных людей и, во-вторых, 12 лет в настроении Радхарани в поиске самого себя, внутренней сладости, это Он продемонстрировал миру. Таков смысл двух стихов, данных после стиха, посвященных аватаре Кали-юги в «Бхагаватам». На этом я закончу сегодня.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.