«О низменности употребления наркотических веществ»
«О низменности употребления наркотических веществ» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 4 марта 1983 года
- Соблазны на пути преданности (00:00)
- Пылинки у стоп (03:20)
- Наркотики – прямая дорога в яму испражнений (05:21)
- Матхура-мандала (07:58)
- Душа не зависит от материи (08:41)
- Апара-шакти и джива (10:57)
- Два вида Брахмана (14:52)
О низменности употребления наркотических веществ
Соблазны на пути преданности
Преданная: На это невозможно уповать, это невозможно, но Джаятиртха всегда учит нас думать таким образом, любое оскорбление – мое оскорбление, он всегда смиренный слуга.
Шридхар Махарадж: Когда очень многие приходили ко мне, рассказывали о своих галлюцинациях, я просил их: «Если люди, к которым приходил Кришна, столь многие дамы и джентльмены, если к вам придёт Кришна в таком-то облике, попросите этого Кришну: «Пожалуйста, устрани эти чарующие черты и явись мне таким, какой Ты есть на самом деле. Устрани этот чарующий, призрачный образ и яви мне Твой истинный лик, твою истинную форму, а не такую, подобную галлюцинации, карикатурную, призрачную форму»».
Преданная: Это не галлюцинация, Махарадж.
Шридхар Махарадж: На различных стадиях разного вида искушения приходят, разного цвета и образов, мы должны избегать их, так сказано в шастре. Подобно тому как йоги обретает сиддхи, начинается махима, лакхима и т. д., другие сверхъестественные силы. Столь многие явления могут прийти, чтобы отвлечь нас от пути чистой преданности. Крайне смиренно мы должны просить Господа: «Устрани Твою майю, ту или иную, и милостиво яви мне свой истинный образ, такой образ, который проповедовали Махапрабху и Нитьянанда Прабху. В «Бхагаватамрите» вы видите, когда джива достигает освобождения, Майа Деви очень чарующим образом по-разному приходит к ней и говорит: «Я твоя служанка, чего бы ты ни захотел, я готова тебе предоставить желаемое, оставайся со мной».
Преданная: Извините, это неправда.
Шридхар Махарадж: Таким образом майа обращается к тому, кто близок к освобождению, и просит.
# 03:20
Пылинки у стоп
И все эти явления отвергаются Вайшнавами. Они стремятся только к пыли стоп Вайшнавов – это их богатство. Сам Махапрабху говорит: «О Кришна, пожалуйста, считай Меня одной из пылинок у Твоих стоп. Даже не слугой Твоих лотосных стоп, но пылью на них». Таким должно быть наше отношение. В противном случае многие реалии могут явиться, но вся эта фантасмагория должна быть оставлена, и только пыль стоп подлинных Вайшнавов должна быть стремлением, зеницей ока для нас, всем и вся. Это истинный путь, ведущий к девам Вриндавана, их служению. И от всего сердца я умоляю вас: не совершайте надругательства над Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и его линией, это издевательство над ним, оскорбление в его адрес.
Преданная: (возражает)
# 05:21
Наркотики – прямая дорога в яму испражнений
Шридхар Махарадж: После того как была поведана вся «Бхагавад-гита», Кришна обратился к Арджуне и сказал: «Я рассказал тебе все, теперь обдумай все как следует и иди своим путем». То, что Я должен был сказать, Арджуна, Я сказал, теперь ты свободен выбирать свой собственный путь. Это мои последние слова, обращенные к вам, мать. Вы можете принять любой путь, но это моя смиренная просьба, обращенная к вам. Могу ли я сказать что-то большее? Это мое искреннее, сердечное чувство – то, что я говорю. Вы уезжаете сегодня или завтра?
Преданная: Сегодня. Я приехала без позволения Джаятиртхи Махараджа.
Шридхар Махарадж: Это мое мнение. Пожалуйста, передайте ему мою просьбу, и если он сам или кто-то хочет увидеть меня, мне хотелось бы, чтобы они не приносили ко мне ЛСД. Попросите его, если кто-то из вас придет ко мне, то пусть он оставит в стороне ЛСД.
Преданная: То есть когда он приходит, он не должен принимать ЛСД, быть в этом состоянии?
Шридхар Махарадж: Я не хотел бы, чтобы садху, приходящие сюда, приносили ЛСД. Наш Гуру Махарадж был крайне против этих явлений.
Преданная: Речь идет не об интоксикациях.
Шридхар Махарадж: Я знаю его достаточно хорошо (моего Гуру Махараджа), и могу сказать, что всю свою жизнь он боролся против подобных практик. Я устал, я старый человек.
Преданная: Простите, Махарадж.
# 07:58
Матхура-мандала
Шридхар Махарадж: Вриндаван находится в составе Матхура-мандалы, затем Дварака. Матхура-Кришна иногда находится в Матхуре, и заключительная часть лил происходит в Двараке. Матхура, Вриндаван и Дварака, подобная концепция. Что-то еще?
# 08:41
Душа не зависит от материи
Преданный: Гуру Махарадж, каждая клетка, образующая наш организм, есть отдельная душа?
Шридхар Махарадж: Не отдельная джива, не вопрос связи с какой-либо клеткой. Существуют многочисленные составляющие части, но нельзя сказать, что каждая из этих частей и частей частей есть душа. Бесчисленные души блуждают, когда потребность в связи с определенной материальной субстанцией возникает, то живое существо может расти. Клетка может породить душу, такого рода идея неприемлема. Душа не имеет ничего общего с клеткой. Согласно карме она соединяется с любой клеткой, любой формой, животным или овощем. Источником является не клетка, душа не зависит от материи. Материя не может породить душу, душа также не может породить материю. Душа – это пограничная энергия, а материя – это грубая энергия Господа.
# 10:57
Апара-шакти и джива
Существует две ветви: главная и низшая, две энергии происходят из одного и того же источника. Апара-шакти – низшая потенция Господа, материя; и высшая потенция – джива, душа. Различные энергии, происходящие из одной и той же субстанции, одна – Брахма, а другая – Вираджа. Когда они соединяются, тогда это явление может расти. Пракрити и пуруша, свет и вода, субстанции подобные воде и свету, две различные потенции Господа. «Это Моя низшая энергия». И существует другая, более тонкая энергия – джива. Эта энергия входит в материю, и движение мира становится возможным. Материальная потенция также находится на различных стадиях, как это описано. Земля, вода, огонь, воздух и эфир, но все это материально, тонкие и грубые элементы, но душа не относится к этой категории. Камень, земля, пыль и даже эфир, очень тонкий элемент, но тем не менее это порождение материи, но душа не происходит из того же источника. Это нечто категорически иное, и когда это тонкое начало соприкасается с грубой потенцией, возникает жизнь, в противном случае материя безжизненна. Без материальной субстанции душа может жить в высшей сфере, если она связана с духом преданности или жертвенности, a не с духом господства. Есть ли другие вопросы?
# 14:52
Два вида Брахмана
Преданный: Махарадж, Свами Махарадж
Шридхар Махарадж: Кто это?
Преданный: Гауранга.
Шридхар Махарадж: Джай Гауранга.
Преданный: Свами Махарадж в своих книгах пишет, что существует два вида Брахмана: сагуна-брахман и ниргуна-брахман. Не могли бы вы объяснить смысл этих терминов? В чем разница между сагуна-брахманом и ниргуна-брахманом?
Шридхар Махарадж: Брамха, когда он связан с пракрити. Саттва, раджа, тама – три гуны – это симптомы пракрити, материального бытия, они считаются… Сагуна – это наиболее тонкая, промежуточная стадия, когда четан, душа, связана с материей, то это явление известно как сагуна-брахман или бадха-джива. Джива также является Брахманом, сознанием, частица сознания контактирует с материей – и это сагуна, а та частица духа, которая не соприкасается с материальным миром, – это ниргуна. Гуна означает саттва, раджа, тама, три гуны. Гуна – это нечто вроде болезни, заболевший Брамха и здоровый Брамха. Хотя Брахман всегда нормален, чист, но когда он контактирует с этим бренным миром, в нем присутствует тенденция властвовать или эксплуатировать, наслаждаться – и это сагуна. Когда он выше соприкосновения с наслаждением или эксплуатацией и совершает служение, он ниргуна. Гуна – это болезнь.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.