«Друг всей вселенной» 1982.03.01.A
Друг всей вселенной
Шридхар Махарадж: Хамсадута Свами, откуда он приехал, непосредственно из Америки?
Хамсадута Свами: Я провел две недели на Филиппинах .
Шридхар Махарадж: Ты прибыл только вчера?
Хамсадута Свами: Позавчера.
Шридхар Махарадж: Самочувствие хорошее по милости Господа. Кто еще приехал с тобой?
Хамсадута Свами: Я привез одного пилигрима.
Шридхар Махарадж: Только одного спутника?
Хамсадута Свами: Да.
Шридхар Махарадж: Группа Джаятиртхи Махараджа из Англии прибыла?
Хамсадута Свами: Да, примерно 30-40 человек приехали, и другие приедут в ближайшее время.
Преданный: Они приехали сюда, чтобы увидеть ваши лотосные стопы.
Шридхар Махарадж: Кто?
Преданный: Парват Махарадж.
Шридхар Махарадж: Вы все вайбхава Свами Махараджа. Когда вы приехали сюда однажды, 150 человек, в том собрании было около 150 человек, чудесно.
Преданный: Я присутствовал в то время.
Шридхар Махарадж: Присутствовал? Кто еще присутствовал в то время из тех, кто находится здесь? Все уходят один за другим, остался я, но это Его воля.
Преданный: Доядра Гауранга послал его в Малайзию проповедовать.
Шридхар Махарадж: Он подчинен тебе, ты можешь использовать его как захочешь. Он хороший ученый, и ты должен использовать его в служении Махапрабху.
Преданный: Сегодня утром я обсуждал беседу с несколькими духовными братьями в Майапур Чандродая Мандире. Я думал, что в настоящее время главный вопрос таков: приемлемо ли для того, кто является инициированным учеником Шрилы Прабхупады, принимать Вас в качестве своего Шикша-Гуру. Я чувствовал, что если этот принцип приемлем, тогда вопрос санньясы, авторитета и будущего занятия этих санйаси и т. д. ― все это проясняется. Если этот принцип не принимается, тогда все эти вопросы могут быть решены.
Шридхар Махарадж: Похоже, именно это стоит в центре конфликта. Вселенская воля действует своим собственным сладостным образом, универсальная воля, и мы должны постараться предаться ей. Наше дело в том, чтобы предаться Божественной воле. Я знаю в глубине сердца, я не только их друг, но я хочу быть другом всего существования в линии Махапрабху. Как Махапрабху Шри Чайтаньядев хотел быть другом всей вселенной и является таковым. Мы пришли учиться в Его школе тому, как мы можем быть друзьями всего живого, то должна быть наша амбиция в жизни. Дружелюбная, но определенным образом, подобно тому как доктор является другом пациента. Иногда внешне пациент может не считать доктора своим другом, поскольку он прописывает горькие лекарства. Но в конечном счете мы хотим быть друзьями всех и каждого. Мы пришли практически ради общего дела, в конечном счете мы хотим быть друзьями друг другу, особенно друзьями тех, кто присоединился к подобной кампании. Но все же присутствуют различия, можно увидеть, различные положения в одной группе, но эти различия можно свести к минимуму, они могут быть устранены.
Преданный: Некоторые из нас испытывают беспокойство, кто-то равнодушие.
Шридхар Махарадж: Конечно, некоторые из вас постоянно пытаются устранить различия между ISKCON и мной, очень хотят этого некоторые члены. Я получаю информацию об этом вновь и вновь, кто-то пытается изо всех сил возродить дружеские взаимоотношения между мной и ISKCON.
Хамсадута Свами: Вчера я предложил членам GBS, администраторам нашего движения, они должны взаимодействовать с Вашей Божественной Милостью. Подобно тому, как в Америке правительства меняются, но сохраняют огромное уважение к ветеранам, политикам, Киссинджеру, например.
Шридхар Махарадж: Я не поехал в Америку. Америка пришла ко мне ― это Божественный промысел. Я сижу праздно здесь, я неактивный человек, я люблю комфорт, так как меня охарактеризовал мой Гуру Махарадж. Я никуда не хожу, я здесь, но другие приходят ко мне, и это промысел провидения. Я не боюсь, у меня нет ни потери, ни приобретения. Это Его воля, что вы все приходите ко мне. Я не приложил ни малейших усилий к этому, только Свами Махарадж приезжал, и я принимал его, видя Великую Божественную силу, как она низошла и работала от его имени. В противном случае было бы невозможным сделать то, что он сделал. Я желал приветствовать его, тепло принять, и вы тоже можете полагаться на меня. Он давно знал меня, посылал своих людей сюда, и они приезжали. Он приезжал сюда, и многие другие начали приходить. Сейчас он ушел, вы с любовью приходите ко мне, и я думаю, насколько это в моих скромных силах, я делаю, пытаюсь помочь вам, это мое единственное вознаграждение ― помогать другим. Я считаю, то, что я знаю, ― это не мое, это принадлежит моему Гуру Махараджу, его собственность, общая собственность со Свами Махараджем, мы делим ее. Поэтому вы здесь, и если я не приму вас в качестве добрых гостей, то я буду ответственен за то, что не оказал должного гостеприимства, в этом духе я принимаю людей. Вы все связаны с моим Гуру Махараджем и моим другом Свами Махараджем, и также вы пришли, чтобы принять их учение, их советы. И то малое, что я знаю, если это малое может помочь вам до известной степени, то да будет так, такова моя позиция. Мое время вышло, 87 лет, в любой момент я могу умереть.
Преданный: Гопал Кришна Махарадж прибыл, еще один новый ачарья.
Шридхар Махарадж: Где он?
Преданный: Он здесь.
Шридхар Махарадж: Я уже знаком с ним, в прошлом году в действительности я желал, чтобы Гопал Кришна Махарадж был включен в список ачарий в прошлом году, но произошла отсрочка на один год, и теперь я очень счастлив, когда он стал ачарьей. Я очень счастлив видеть, что он включен в список комитета ачарий и также Сварупа Дамодара Махарадж. Эти двое должны были быть признаны в прошлом году, то была моя идея, но это не было сделано. Тогда из моих уст изошло такое выражение: плачевное, прискорбное решение. Эти двое должны были быть признаны в прошлом году, но в этом году ― лучше поздно, чем никогда ― эти люди получили признание. Что касается другого друга, Панча Дравиды, я не достаточно с ним знаком, я не мог думать о нем в этом качестве, но этих двоих я прочил в ачарьи еще в прошлом году.
Преданный: Эти три новых ачарьи любят вас.
Шридхар Махарадж: Да будет Махапрабху милостив к ним, пусть Он одарит их новым мужеством и новой энергией, светом, поступать наиболее оптимальным образом, служить Свами Махараджу и идти вперед в согласии с друзьями, насколько это возможно. Мои наилучшие пожелания вам всем и особенно новым ачарьям.
Преданный: Я сам и Шрила Акшаянанда Свами, мы вместе путешествовали по Индии многие годы тому назад.
Шридхар Махарадж: Я слышал от него о том, что ты был его первым другом. Рамешвара Махарадж не испытывает ко мне особой симпатии. Он может думать, что я… Я не такой глупец, чтобы соблазнить одного из его учеников и я буду большим человеком. Столь многие из вас ради моей дружбы приходят, чтобы выразить мне почтение. Это более высокое положение, нежели заполучить ученика любого из ваших ачарий, чтобы проглотить его ради своих целей, ― это бесчестно. Но только в духе помощи этому человеку я пытался дать связь с линией Махапрабху, с этим благим намерением я это сделал. Я изо всех сил пытался восстановить его связь с его Гуру, но когда выяснил, что это невозможно, лишь тогда я дал связь. Но вовсе не так, что благодаря этому действию я буду большим человеком. Скорее, вы все пришли, выражая почтение в связи с моим прошлым другом, Свами Махараджем, ― это более высокое, обширное и желанное, почетное положение. Поэтому Рамешвара Махарадж может не думать, что я имею что-то против его интересов. Вселенский, универсальный интерес, вы тоже члены этого целого, и я его член этого и вы все.
Преданный: Рамешвара Махарадж передает свои поклоны стопам Вашей Милости, он просит прощения за свои оскорбления.
Шридхар Махарадж: Мы пришли, чтобы помочь. Наши внутренние конфликты, различия и узкие взгляды, мы не должны позволять им препятствовать нашей совместной работе. Работа нашего общего Владыки не должна сталкиваться с препятствиями, в этом настроении мы должны пытаться работать вместе, гармонично, мы будем помогать друг другу в нашем походе. Если многочисленные генералы одной стороны завидуют друг другу, это очень опасная ситуация. Сотрудничество, работа на фронте, на передовой. Один мой духовный брат, Нишиканта Саньял, автор книги «Шри Кришна Чайтанья», изучал историю, и однажды он рассказал мне о том, что во время войны 1905-го года, русско-японской войны, один японский генерал инструктировал своих солдат следующим образом: «Не думайте, что если я сумею умереть на поле битвы, тогда я добьюсь успеха, вовсе нет. Смерть ждет всех, поэтому ваша цель состоит в том, чтобы завершить работу, ради которой вы вышли сражаться, в том будет ваша цель». Вовсе не так, что умереть ― это заслуга, нас всех ждет смерть. Смерть не есть заслуга, но мы должны завершить выполнение нашего долга, и тогда мы можем умереть или остаться в живых, такой должна быть цель. Мы вышли, пожертвовали многими вещами, но этого недостаточно, мы должны достичь цели. Какой должна быть цель, что должно находиться в фокусе нашего внимания. Мы пожертвовали, это все осталось позади, то, чем мы пожертвовали, но впереди ― сделай или умри. «Сделай» ― это позитивная сторона, а «умри» ― негативная. Смерть может прийти или не прийти ― это Его воля, но я должен сделать. С этим позитивным представлением мы должны идти вперед, а негативной стороной всегда следует пренебрегать. Выискивать недостатки не есть очень хорошая стратегия, мы должны видеть хорошие качества, положительные явления ― то, что есть хорошее, и проповедовать, что высочайшее благо ― пребывать в Сознании Кришны. Позитивное явление должно безраздельно привлекать нас, а с негативным мы будем иметь дело до известной степени. Не нужно выискивать недостатки, критиковать, винить, но и видеть позитивное, то будет наша главная цель жизни.
Преданный: Члены GBS выпустили резолюцию в связи с теми санньяси, которые приняли инициацию от Вашей Божественной Милости. Они говорят, что этим санньяси не позволено проповедовать в центрах ISKCON до тех пор, пока они прежде всего не будут оценены GBS, пригодны ли они, квалифицированы ли по определенным пунктам.
Шридхар Махарадж: Я предвидел все это и просил их в целом привлекать людей в ISKCON. А если вы находите последователей неудовлетворенных ими, таких вы можете приводить ко мне. В той зоне, в которой вы работаете, вы будете действовать в интересах этой зоны и ISKCON в целом. Массы могут не приходить сюда ко мне. Вы будете давать им связь с ISKCON, и только те особые мыслители, если они испытывают особое влечение к тому, чтобы слушать мои кассеты и т. д., вы можете приводить их ко мне, избранных людей. Для масс невозможно прийти сюда, массовая вербовка должна проводиться в интересах локальной зоны, это возможно до известной степени. Все же я придерживаюсь одного принципа: в определенной зоне обычные люди могут быть завербованы местным ачарьей. Но если есть те, кто пришел, чтобы узнать беседы, обсуждения других ачарий, то им должна быть предоставлена свобода выбора иного ачарьи. Он может жить в одной зоне и принять ачарью из другой зоны, можно устанавливать связь с разными ачарьями. Вера будет свободной, а иначе это все будет искусственным, свободный выбор. Но все не могут слушать всех ачарий, поэтому в целом люди будут на местах приходить к местному ачарье. То, что Свами Махарадж организовал, эта система не является окончательной, она носит рекомендательный характер. Новые ачарьи могут приходить, и также человек из одной зоны может выбирать, принимать ачарью из другой зоны, устанавливать связь, свободный контакт и делать свободный выбор. Шраддхе должно быть позволено найти ее естественный путь, не искусственный, насколько это возможно. Главное явление ― шраддха. Меня заставляют принимать мантрам от ачарьи моей зоны, но в сердце я не удовлетворен, это нездоровая ситуация. Поэтому согласно моему пониманию будет лучше, если подобное либеральное отношение будет иметь место. В противном случае произойдет разделение в зонах. С политической точки зрения, это одно, но с точки зрения шраддхи, духа, необходим свободный выбор ачарьи, иначе то будет нечто искусственное.
Преданный: Шридхар Махарадж, наши духовные братья ― молодые, невинные, неопытные, искренние люди. Для них будет благом приходить и слушать вас, однако в настоящий момент из-за этих инициаций они чувствуют, что существует некое основание для несогласия.
Шридхар Махарадж: Кто он?
Преданный: Атрея Риши.
Шридхар Махарадж: Один вопрос: молодые, невинные. Только невинность и молодость не вечны. Нельзя думать, что они молодые и невинные и точка, ― это один момент. Другой момент ― я не доступен для многих, моя энергия ограничена, потому в этом направлении мне также трудно двигаться. Еще один момент ― если на этой стадии из любопытства они привыкли блуждать повсюду и только, их ум будет рассеян, и в конечном счете никакого блага они не получат. Поэтому определенный контроль необходим, и в то же время если есть шанс слушать из другого источника и этот источник подтверждает, укрепляет их реальное положение и их отношение к ачарье, тогда это благо. Иными словами, в определенных частных случаях можно позволить людям приходить и слушать меня, но любопытству не следует потворствовать, таким может быть заключение. Во многих местах мы увидим любопытство.
Преданный: Таким образом Атрея Риши говорит более специфическим образом, он спрашивает следующее: «Поскольку вы дали посвящение в санньясу, это создало основание для некоторых не соглашаться, более того, резко возражать». Поэтому он спрашивает: «Могли бы вы дать какой-то совет, чтобы расставить все на свои места?»
Хамсадута Свами: ШридхарМахарадж, истинное возражение состоит не в том, что Ваша Божественная Милость дала посвящение в санньяс, но в связи с тем, что люди, которые приняли посвящение, могут проповедовать политику, которая не соответствует нынешним стандартам и заключениям. То, что GBS предлагает: те, кто приняли санньяс, чтобы они пришли к согласию в том, какой будет их стратегия, и тогда скажет: «Добро пожаловать». Они не возражают против ваших поступков, но против поведения наших собственных Преданных, которые каким-то образом хотят сеять раздор. Их идея такова, и в этой связи я предлагаю следующий сценарий. Мы все должны консультироваться с Вашей Божественной Милостью, вы наш дядя, наш доброжелатель, но вовсе не так, что мы хотим подчинить вас нашей администрации, поскольку это немыслимо с нашей стороны. Но мы должны рассматривать ваши советы крайне серьезно воспринимать и пытаться использовать их, применять их в нашей деятельности, поскольку то будет способствовать нашей реализации. И также ваше настроение великого доброжелателя, и автоматически эти Преданные, которые чувствуют определенные расхождения, позволят им достичь более гармоничных взаимоотношений с миссией, этим Преданным. Конечно, вы знаете все эти вещи. Некоторые из нас, такие, как я сам: Джаятиртха Махарадж, Панча Дравида, мы хотели выразить эту идею. Что вы думаете, это приемлемо?
Шридхар Махарадж: Локальное и абсолютное, вечный конфликт, лучше умри, чем откажись от группы. Это также необходимо: умри, выполняя свой долг. Не переступай границы, рамки, и некоторые переступят их и будут искать свою удачу, этого нельзя избежать. Зов сарва дхарма паритьяджа; если человек слышит зов Абсолюта, то он не будет заботиться о рамках, связующих законах, но, рискуя всем, он убежит, это явление также имеет место. Обе стороны будут присутствовать, кто-то может уйти, но все же руководители определенных групп будут пытаться, поскольку есть определенная возможность отклонения. Поэтому оправдание таково, руководители будут пытаться держать свою паству в загоне, поскольку если эта паства («скот» буквально он говорит) выйдет из загона, то столкнется с опасностью, этот принцип служит оправданием для того, чтобы держать скот в загоне. Но в то же время если кто-то из скота находит вкусную пищу за пределами загона, то они должны приложить усилия и выпрыгнуть, это также имеет место. Практически каждый из нас, мы являемся свидетелями этого факта, мы уже вышли за рамки определенных религиозных концепций. Каждый из нас имел определенное прошлое ограничение в религиозных представлениях. Мы оставили это позади и отправились вперед, почему? Мы не можем игнорировать эту истину, внутренняя жажда, вера, мы не можем покорить, подчинить ее низшим явлением. Поэтому широко открытыми глазами глядя на этот факт, и только тех следует держать в загоне, кто уходит из него из любопытства, а не из-за горячего желания в их сердцах. Подобная политика должна быть принята, и то и другое, обе стороны.
Невозможно во всех случаях, мы свидетели этого факта. Мы разрушили определенные рамки, в которых нас держали, и мы будем предателями самих себя, если не постараемся следовать той же самой стратегии. Но мы должны рассматривать достоинства или заслуги в каждом конкретном случае и поступать соответственно. Это то, что я чувствую, находясь на платформе беспристрастного, объективного суждения, насколько это в моих силах, потому что у меня есть мой опыт, моей собственной жизни, долгий, обширный опыт, и что я могу поделать. Я должен постараться сохранить мою позицию и делать то, что считаю наилучшим, и долгая борьба, если речь идет о занятии лучшей позиции. В каждом случае это так: локальный интерес и центральный интерес. Но компромисс должен быть следующим, в определенных случаях могут быть сделаны исключения, но правило должно быть таким: они должны стараться действовать в соответствии с локальными интересами, это общее правило. Но в исключительных случаях, когда действительно присутствует огонь, шраддха.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.